Положение о группе продленного дня
Организация режима дня в ГПД
Группа продлённого дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно – эстетическое развитие детей, способствует укреплению здоровья.
Школа разрабатывает свой вариант режима дня группы продлённого дня, в котором обязательно должно быть чередование умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физической культурой. Режим дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает в себя самоподготовку, внеурочную деятельность, экскурсии и прогулки, занятия по интересам. Систематическое нарушение режима дня ведёт к снижению работоспособности.
Успешная работа группы продлённого дня зависит от того, насколько правильно организован в ней режим. От рационального построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся. Выполняемый в течение длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создаёт бодрое жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у человека дисциплинированность, аккуратность, организованность.
Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка учащихся занятиями ведут к снижению работоспособности. Наиболее типичными нарушениями режима являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие и нерациональные затраты времени на подготовку домашнего задания и т.д. Поэтому важно чётко спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание и отдых. Только рациональное чередование этих компонентов сможет положительно влиять на умственное и физическое развитие детей, их работоспособность, успеваемость, состояние здоровья.
При планировании режима необходимо учитывать следующие требования:
- соответствие режима возрастным особенностям младших школьников;
- обеспечение правильного чередования режимных моментов;
- рациональное распределение времени на обучение, питание, отдых, внеклассные мероприятия и т.д.;
- максимальное пребывание детей на свежем воздухе,
- чёткая организация работы детского коллектива, единство предъявляемых к детям требований и контроль за их деятельностью.
Опыт показал, что чёткое выполнение режима дня, основанного на вышеперечисленных принципах, не только эффективно влияет на повышение работоспособности, успеваемости школьников, но и способствует их оздоровлению и сплочению детского коллектива, а также сохранению высокого функционального состояния организма ребёнка не только на протяжении дня, но и всего учебного года.
Режим дня школьников в группе продлённого дня.
Виды занятий
|
1-4 классы |
-Предобеденное пребывание на воздухе |
13-00-13-30 |
-Обед |
13-30-13-45 |
-Самоподготовка |
14-00-15-00 |
-Свободное время: работа кружков, занятия по интересам и т.д. |
15-00-16-00 |
-Прогулка |
16-00-16-30 |
Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня
|
Режимные моменты |
|
Основные воспитательные задачи и направления деятельности |
|||||||
|
|
|
· Формировать навыки личной гигиены · Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. · Обеспечение психологического комфорта. · Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков. · Сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по классу · Формировать у учащихся положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения. · Приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в классе · Учить быть внимательными к указаниям взрослых, выполнять их просьбы · Учить детей вежливо выражать свою просьбу |
|||||||
|
|
|
· Развить навыки самообслуживания, закреплять навыки культуры поведения за столом. · Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания. · Следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований. · Вызывать чувство уважения и благодарности к труду поваров и других работников столовой. · Привитие навыков культурного поведения в столовой, за столом · Воспитание уважительного и бережного отношения к пище, · Формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды. · Выполнять правила поведения за столом, · Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. · Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых. · Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу. · Формировать представление об этикете |
|||||||
|
Отдых и деятельность на воздухе |
|
· Восстановление сил, работоспособности. · Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю. · Формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях. · Закрепить знания о временах года. · Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. · Развивать наблюдательность, познавательный интерес, речь. · Учить детей понимать взаимосвязи в природе. · Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому. · Формировать умение видеть красоту природы. · Формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. · Активизировать и расширить словарь по теме. · Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, устанавливать простейшие связи между ними · Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни. |
|||||||
|
Самоподготовка |
|
· Закрепить навыки самообразовательной работы. · Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание. · Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей. · Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке. · Закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, выработка рациональных методов и приемов организации труда; · Обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой; · Развитие воли, умения преодолевать трудности; характера; · Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.; · Совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных. |
|||||||
|
Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубные часы, занятия по интересам) |
|
Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. |
|||||||
|
Подведение итогов дня |
|
Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. |
|||||||
|
Индивидуальная работа с дежурными |
|
Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности. |
Формирование учебно-организационных умений:
- Организовывать своё рабочее место
- Планировать текущую работу;
- Понимать учебную задачу и нацеливать себя на её выполнение»
- Соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определённых временных рамках;
- Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
- (решения задачи).
- Формирование коммуникативных умений: развивать умение слушать; понимать сказанное учебником, памятками
- Формирование учебно-информационных умений: пользоваться схемами однократно.
- Формирование учебно-интеллектуальных умений: учить анализировать учебный материал и выделять именно те знания, которые помогут выполнить то или иное задание.
- Прививать навык самостоятельности.
Учить рациональному использованию времени. - Учить соблюдению гигиенических требований.
Повышать положительную мотивацию к учению, создавая ситуацию успеха у каждого.
Мероприятия, оказывающие большое эмоциональное и воспитательное воздействие на учащихся (утренники, концерты художественной самодеятельности, встречи и т.д.) лучше проводить в начале недели, когда у ребят ещё не наступило утомление и не притупилось до некоторой степени свежесть восприятия. Чем младше ребёнок, тем более возбудима у него нервная система, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, наблюдается неустойчивость активного внимания и сравнительно быстрая утомляемость. Поэтому важно продолжительность различных режимных моментов планировать с учётом возрастных особенностей детей. Многие виды деятельности, в том числе и общественно-полезный труд представляют для детей серьёзную нагрузку и нуждаются в ограничении продолжительности. На занятия общественно-полезным трудом учащимся 1-2 классов должно отводиться не более 30 минут, а для ребят 3-4 классов – не более 1 часа.
В группах продлённого дня должно уделяться большое внимание физическому воспитанию детей, которое является одной из форм активного отдыха и способствует укреплению здоровья и гармоничному развитию детей. Особенно эффективны для здоровья детей физические упражнения, проводимые на свежем воздухе. Кроме утренней гимнастики и физкультурных пауз рекомендуется в режим группы продлённого дня включать непродолжительные (20-25 минут) дополнительные занятия физическими упражнениями.
Разумное сочетание учебной и досуговой деятельности школьников в режиме работы ГПД, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, укрепляет нервную систему, повышает стрессоустойчивость, поднимает их жизненный тонус, что способствует укреплению здоровья.